МОУ "Старохуторская  ООШ"
село Старый Хутор ул.  Ватутина,11 Валуйский район  Белгородская область
  • Всероссийский День правовой помощи детям

    Консультация для родителей «Правовое воспитание дошкольников».
    Всероссийский День правовой помощи детям.
    Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе». Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав. 

               Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине 19 века. Крестьянская реформа, по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». С этого времени в сознании людей стала внедряться мысль о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

               В числе первых кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как  К.Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка,  Я. Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, и в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Провозглашенные им идеи, нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение» (1929) отстаивал право ребенка на индивидуальность, человеческое достоинство.

               Система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный.

               Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эгалантайн Джебб. По существу, именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1924 г. была принята Лигой Наций. Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

                В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка. К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав ребенка относятся: «Декларация прав человека» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация б обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990).

               «Конвенция о правах ребенка» – это первый официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения взрослых и детей. Конвенция максимально защищает ребенка, утверждает приоритетность его интересов в обществе, провозглашает равные права детей со взрослыми. Документ содержит четыре основные требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В нем заложены два основополагающих принципа: 1) ребенок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, причем реализация одного права неотделима от осуществления других; 2) приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

               Этот документ утверждает необходимость особого внимания государства и общества к социально депривированным группам детей: сиротам, инвалидам, беженцам, правонарушителям. Признает право неполноценного ребенка на заботу о себе. Документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, выступает против авторитаризма педагогов и родителей в отношении к детям. Призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на основе уважения и доброжелательности.

               Конвенция – это правовой документ высокого международного стандарта. Она предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее. Вместе с тем Конвенция признает, что не все располагаю ресурсами для немедленного обеспечения всех прав детей. В этом случае она обязывает их уделять экономическим, социальным и культурным правам первостепенное внимание и обеспечивать их соблюдение в максимально возможной степени. Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения в национальные законы, планы, политику и практику.

               Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

    1) Семейный кодекс Р.Ф. (1996) – оговаривает, что родители не вправе причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

    2) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Р.Ф.» - специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Это дети-инвалиды и жертвы вооруженных конфликтов, дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав. Кроме того государством принят ряд нормативных правовых документов, например, президентская программа «Дети России».

    3) Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ). В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» и Типовым положением о ДОУ (от 27.10.2011 №2562) в уставе детского сада должны быть представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

               Система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный – последний из которых соответствует уровню каждого детского сада.

                Дошкольное образовательное учреждение в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка-дошкольника:

    - право на охрану здоровья;

    - право на образование;

    - право ребенка участвовать в играх;

    - право на сохранение своей индивидуальности;

    - право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

    Основные задачи в работе с родителями воспитанников ДОУ:

    - знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;

    - перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнение;

    - повышать уровень правой культуры родителей, их компетентности в воспитании ребенка;

    - воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;

    - вести работу по профилактике жесткого обращения с детьми;

    - выявлять семьи группы риска, вести коррекционную работу с неблагополучными семьями;

    - создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «доверительный деловой контакт».

               Все задачи можно решать через следующие формы работы с родителями:

    - информационные стенды;

    - тематические выставки;

    - знакомство с психолого-педагогической литературой;

    - родительские собрания;

    - индивидуальные и групповые беседы;

    - заседания родительского клуба;

    - деловые игры;

    - тренинги, практикумы;

    - анкетирование, тестирование;

    - семинары, встречи со специалистами;

    - участие родителей в коллективных делах ДОУ.

               Систематическая работа ДОУ по правовому воспитанию способствует обеспечению защиты прав детей, повышению уровня правовой культуры родителей и их компетентности в вопросах воспитании и развитии детей.

            Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

            Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

            Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

            Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

            Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству.

            Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания. Понимая это, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение, которое должно нас сменить? Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в России в настоящее время, не могут оставить без изменения систему дошкольного воспитания и обучения. И вопрос об обязательном обеспечении интересов и прав детей, создание необходимых условий для развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения вышел здесь на первое место.


     

            Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

            Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей - одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

            Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать свой выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.

            Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план, следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

            У ребенка обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

            Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

            Подготовка ребенка к овладению правовой культурой и реализации своих прав является задачей всех социальных институтов воспитания: детского сада, школы, общественных объединений.

            В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию.

            Родителей в силу социально - экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованьями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

            Только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, т.е. сделав ее адекватной, динамичной и прогностичной, сформировав навыки обратной связи в общении с ребенком и расширив ролевой репертуар родительского поведения можно с уверенностью констатировать факт соблюдения основных прав ребенка, обеспечивающих ему полноценное личностное развитие.

    Способствовать созданию социально - благополучной среды для каждого воспитанника - главная задача педагога дошкольного учреждения.

            С уверенностью можно сказать, что работа по информированию родителей, педагогов и детей о правовых документах по защите достоинства ребенка своевременна и необходима, ибо воспитание правового самосознания детей должна начинаться с дошкольного возраста.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie